Авторские проекты логопеда из Шелаболихи помогают дошкольникам с серьезными проблемами речи

0 81
0
(0)

Авторские проекты логопеда из Шелаболихи помогают дошкольникам с серьезными проблемами речи

Содержание:

Фото Олег БОГДАНОВ

Авторские проекты логопеда из Шелаболихи Татьяны Бражниковой помогают дошкольникам даже с серьезными проблемами речевого развития заговорить правильно и чисто.

Секреты «Золотой рыбки»

– Татьяна Анатольевна, чем отличаются сельские дети от городских?

– Я начинала работать в Барнауле. По моим наблюдениям, городские родители более заинтересованы в правильном речевом развитии ребенка, а потому сами обращаются к специалистам. В селе наоборот. Это мы с воспитателями говорим мамам и папам, что деткам нужна помощь. Некоторые прислушиваются, остальные пожимают плечами: подумаешь, мол, проблема – ребенок в два года не говорит. Убеждаем, что чем раньше начать с ним работать, тем лучше будет результат. У детского сада «Золотая рыбка» свой логопункт. С малышами занимаюсь по обращению родителей, консультирую их. Старшие дошколята – «обязательная программа». С ними до школы надо успеть поставить произношение, строй речи.

– Как за четверть века вашей практики изменился  так называемый средний ребенок?

– Современных детей сложно удивить. Раньше мы говорили о включении всех анализаторов – слухового, зрительного, а также игровых методов в работу с детьми с особенностями развития, а сейчас абсолютно со всеми так работаем. Учение превращаем в развлечение ради результата. Конкурируем с контентом гаджетов, ярким и легким для восприятия. Благо оргтехника сейчас позволяет и актив родительский помогает – сами создаем проекты, развивающие игры и пособия. Вот что это, как думаете? – Татьяна Анатольевна показывает разноцветный планшет. – Крышечки от детского питания. Одна из мам насобирала, и мы сделали сенсорную дорожку. Шагаем по кружочкам пальчиками, рычим, жужжим – учимся говорить.

– А манка в чашке зачем?

– По федеральной программе «Золотая рыбка» получила световой стол, на котором дети могут работать с песком. Но в одном из корпусов такого оборудования пока нет, потому заменили песок манкой. При желании и фантазии развивающие пособия, сенсорные тренажеры можно делать из чего угодно – крышечек, корпусов от «киндер-сюрпризов», фруктовых косточек… Дети об этом знают и родителей просят ничего не выбрасывать. А совместное творчество взрослых и ребятишек ко всему прочему еще и дух семейный укрепляет. Собственно, сами приемы не новы. Мы используем то, что близко и понятно ребятам. Чем интереснее, тем результат лучше.

Как «включить» речь

– Результат – это совместные усилия специалиста, семьи, ребенка. Легко ли вам в этом смысле?

– В селе все друг друга знают. Есть команда мам и пап ответственных, безотказных. «В викторине участвуем?» – «Да!» – «Стихи выучим?» – «Да!» Но кто-то и в сторонке стоит. Если родители многодетные, работают да еще и хозяйство держат, времени и впрямь не хватает. И я благодарна тем, кто выкраивает его для своих деток.

– Вы рассуждаете как многодетная мама.

– Так и есть. Материнский опыт помогает. Мой старший, Никита, студент АлтГТУ. Средний, Матвей, окончил музыкальную школу, сейчас учится в художественной. Савелий – первоклассник и тоже занимается музыкой. Все трое перенимают отцовский опыт, запросто управляются с мужской работой по дому. Я так подробно рассказываю, потому что это важно не только с точки зрения преемственности поколений и духовного здоровья семьи. Занятия музыкой, посильными домашними делами, рукоделие вообще, любая работа двумя руками – это развитие двух полушарий, залог формирования развернутой чистой речи.

– Раньше поколения семьи жили под одной крышей. И когда мама с папой на работе, внуков нянчили бабушки. Сейчас их уже почти и не встретишь – в платочках, с милыми «ладушками». Не с этим ли связаны поздние речевые дебюты нынешних детей?

– Да, есть такой провал. Вот приводит мама ребенка, который не говорит. Начинаю искать причины и докапываюсь, как правило, до этой истории. Взрослые дети, создав свои семьи, уезжают, живут отдельно от родителей. Бабушки не тетешкают внуков. Ушло это из семейной культуры. Крохам не поют колыбельных, не играют с ними
в ладушки и сороку-ворону. Не стало пестушек-потешек. Дети в подготовительной группе не умеют загибать пальчики или складывать губы трубочкой – говорим-то мы на выдохе! И мои коллеги наряду с подготовкой к школе вынуждены наверстывать упущенное. То, что дитя должно осваивать, пока поперек лавки умещается.

– Повлиял ли как-то ковид на речевое развитие детей?

– Вот уже два года не проводятся массовые родительские собрания. То есть успели подрасти дети с проблемами речи. Не изобретая велосипед, в этом году мы в «Золотой рыбке» апробируем консультативный курс для родителей «Домашний логопед». Информация по запросам родителей выкладывается в общей группе в WhatsApp, размещается в группах от младших до старших дошколят. Думаю, этот опыт можно транслировать и в других сельских детских садах.

– Обычно родители ждут каких-то серьезных советов логопеда…

– А они просты. Не пренебрегайте опытом поколений, вникайте в то, чем логопед занимается с ребенком. Заданное на дом выполняйте. Не жалейте времени для малышей. Ползайте с ними по полу, вместе читайте книжки, раскрашивайте картинки, играйте…

Шелаболихинский район 

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.