2023 год в России станет Годом педагога и наставника

0 3
0
(0)

2023 год в России станет Годом педагога и наставника

2023 год в России станет Годом педагога и наставника

2023 год в России станет Годом педагога и наставника

2023 год в России станет Годом педагога и наставника

Фото Олег БОГДАНОВ

«АП» пообщалась с лауреатом краевого конкурса «Лучший шеф-наставник» и почетным железнодорожником, который за свою карьеру обучил более 40 молодых коллег. Зовут его Герман Степанович Титов.

Старался быть примером

Родился Герман Титов в 1962 году, спустя всего полгода после полета нашего знаменитого земляка в космос. Он был восьмым ребенком в семье Степана Ивановича Титова. Кажется, что выбор имени для сына был предопределен, хотя если бы не сотрудники роддома, полным тезкой великого космонавта он бы не стал.

– Мы жили в Заринском районе, в глубинке. Когда я появился на свет, родители даже не знали о полете Германа Титова. Им подсказали медсестры, если б не они – сами бы не догадались – нечасто у нас мальчиков Германами называют. А тут совпало все, – рассказывает Титов.

Герман Степанович признается, что носит громкое имя с гордостью, хотя по жизни оно доставляло ему немало хлопот. Все из-за повышенного внимания. «Даже в школе не напакостишь, потому что нельзя посрамить имя героя. Учителя как один твердили: раз ты Герман Титов, то должен быть впереди планеты всей. Поэтому и я старался всегда быть примером», – улыбается он.

Таких принципов Титов придерживается всю жизнь – как в семье, воспитывая сыновей Дениса и Романа, так и в труде. Титов уже 33 года работает оператором сортировочной горки на станции Алтайская. Он удостоен звания «Почётный железнодорожник», награжден корпоративной медалью «За доблестный труд на железной дороге». Хотя учился он на экскаваторщика, а в профессию попал чуть ли не случайно.

– У меня старший брат работал на железной дороге диспетчером, а сестра – вагонным оператором. Они в эту отрасль пришли раньше, и я даже не думал об этом. Часто слышал на семейных встречах, что работа эта не из простых, поэтому и пошел я сначала по другому пути. На экскаваторе проработал десять лет, пока теща, которая тоже трудилась в железнодорожной отрасли, не сказала, что им требуются операторы. Зарплата здесь достойная, вот я и согласился, – вспоминает Герман Степанович.

Большая ответственность

Мужчина пришел лишь попробовать свои силы на новой стезе. Специальность рабочая, поэтому его взяли без профессионального образования. И сначала работа показалась несложной, даже элементарной. «Явно не то, чем пугали родные на семейных застольях», – подумал начинающий железнодорожник.

А когда начал глубже погружаться в технологический процесс, изучать тонкости работы оператора, сложностей прибавилось. Но они не испугали Германа Титова, ведь его учили не сдаваться и быть впереди планеты всей.

– Нам необходимо каждый вагон выпустить на назначенный путь с определенной скоростью. Также важно сделать поправку на ветер, на дождь. Физического труда здесь не так много, но всегда нужно быть предельно внимательным, сконцентрированным, – объясняет Титов. – Это сейчас везде автоматика, а раньше скорость и направление задавали вручную. Важно, чтобы груз доехал до места, чтобы он остался в сохранности. Работа ответственная, если скорость будет высокой, вагоны могут столкнуться, а если низкой – не доедут до места. Потом формируем поезда, которые отправляем на другие сортировочные станции.

В среднем за смену через горку проходит более двух тысяч вагонов. Правда, в этом году поток по известным причинам несколько упал.

Оставил наследие

Вот уже несколько десятилетий Титов передает опыт молодым коллегам, наставляет их. Первый ученик обратился к нему всего на пятый год работы. Затем следующий новичок попросил научить, а за ним еще один, и еще, и еще… Он признается, что первых  подопечных еще считал, а потом сбился. Неудивительно, ведь через него прошла почти половина трудового коллектива, многие из учеников уже передают опыт другим.

Хорошо, что есть кого наставлять. Молодежь в профессию идет, при этом подготовленная. Людей без образования на сортировку уже не берут. Обучают железнодорожников в новоалтайском техникуме, после чего по распределению направляют на станцию Алтайская.

– Опыта у новичков маловато, – не скрывает наставник. – Но даже медведя можно научить кататься на велосипеде, что уж говорить о человеке с образованием. Сейчас ребята грамотные, знающие компьютер, технологии. Я, может, чего-то не знаю на бумаге, но понимаю, как это сделать без инструкции. Этому и учу коллег. Когда только устраивался, инструкция состояла из 30 листов, а теперь это две книги по 300 страниц, которые раз за разом переписываются. И если в «шпаргалке» написано, что нужно делать, я могу рассказать в три раза больше, чего делать не надо. Без практики ничему не научишься, а когда ответственность такая высокая, важно, чтобы за спиной был опытный человек. 

Именно из-за большой ответственности не все выпускники задерживаются в профессии, даже несмотря на привлекательную зарплату. Бывало, отработает новый сотрудник неделю-другую и поймет, что это не его. К тому же труд оператора монотонный, приходится по 12 часов сидеть на месте. У молодых в таких условиях реакция снижается и глаз замыливается. А если хотя бы ненадолго потерять бдительность, опасная ситуация обязательно возникнет.

– У всех разные способы поддерживать себя в тонусе. Кто-то кофе пьет, другие пытаются больше разговаривать. Хорошо, что в смене работают несколько человек. Поддерживаем друг друга, иногда даже контролируем… особенно молодых. Кто им еще поможет, если не Степаныч, как они меня называют, – говорит профессионал.

В этом году список наград Германа Титова пополнился еще одной, он стал победителем краевого конкурса «Лучший шеф-наставник». Теперь почетный железнодорожник подумывает о выходе на пенсию. «Тяжеловато в ночные смены работать», – признается он.

– Надеюсь, своей жизнью имя великого земляка я не посрамил. И наследие свое оставил как ответственный работник, отзывчивый наставник, муж и отец. Теперь можно и отдохнуть. Благо есть кому передать «сортировку», – размышляет Герман Степанович Титов.

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.