В Барнауле открыли выставку известных русских художников

0 42
0
(0)

В Барнауле открыли выставку известных русских художников

В Барнауле открыли выставку известных русских художников

В Барнауле открыли выставку известных русских художников

В Барнауле открыли выставку известных русских художников

В Барнауле открыли выставку известных русских художников

В Барнауле открыли выставку известных русских художников

В Барнауле открыли выставку известных русских художников

В Барнауле открыли выставку известных русских художников

Содержание:

Фото Евгений НАЛИМОВ

Художественный музей приглашает на выставку «Жизнь трёх стихий», представляющую 24 шедевра русской пейзажной живописи.

Сочинённая местность

Это не преувеличение, сейчас в главном зале и коридорах временного здания ГХМАК на улице Горького представлены подлинные произведения Шишкина, Клодта, Саврасова, Левитана и Айвазовского. На них клубятся облака, бушуют волны, на фоне которых едва видны маленькие человеческие фигурки. Стихии запечатлены на холстах по правилам, принятым в Академии художеств: две трети полотна занимает небо, и именно оно раскрывает чувства, обуревающие художника, а одну треть – вода и земля.

– В тех условиях, в которых мы сейчас существуем, столь масштабные выставки русского искусства можно увидеть не очень часто, но летом мы всегда стараемся показать свои замечательные фонды, – 
объясняет куратор экспозиции, старший научный сотрудник выставочного сектора Наталья Гончарова. – Здесь уже побывал гость из Америки, а женщина из Петербурга долго расспрашивала, как в музее появились эти работы, восторгалась именами.

Хронологические рамки экспозиции – XVIII – начало ХХ века.

– Пейзаж появился в Голландии, в допетровской России присутствовал только как элемент иконы. И надо сказать, что первые русские пейзажи тоже были оторваны от нашей русской природы – как работа Фёдора Матвеева «Горный монастырь» 1818 года, – рассказывает Наталья Гончарова. – Это такой пейзаж-мечта, написанный в традициях классицизма: строгое построение пространства, несколько планов, сочиненная местность, наполненная спокойствием. Деревья как кулисы, отшельники, сидящие на ступенях храма, отсылки к прошлому.

Как рассказывают музейные сотрудники, художник Фёдор Михайлович Матвеев большую часть жизни провел в Италии: удостоившись Большой золотой медали Академии художеств, он получил право на так называемую пенсионерскую поездку по Европе, где оттачивал мастерство. Возможно, барнаульская работа и была написана где-нибудь в Италии. В наш музей она поступила вскоре после его основания – в 1959 году, по линии Министерства культуры. Тогда вновь создаваемые региональные музеи старались наполнить произведениями известных мастеров, что и позволило заложить основу коллекции ГХМАК (сегодня она насчитывает уже более 15 тысяч предметов).

Любимый мотив

Авторскую реплику «Девятого вала» и «Феодосию в лунную ночь» Айвазовского музей выставляет часто – и каждый раз сотрудники вынуждены развеивать подозрения посетителей, что это ненастоящий Айвазовский:

– Художник часто повторял свои произведения. Самый известный «Девятый вал», конечно, хранится в Русском музее. У нас – одна из авторских реплик в небольшом формате, – говорит Гончарова. – Художник очень много работал, причем писал в своей мастерской по памяти, которая была у него фотографической. И за свою жизнь успел создать более шести тысяч произведений.

Еще одна ответственная за эту экспозицию, Светлана Артюхова, заведующая выставочным сектором музея, говорит, что свои излюбленные мотивы были и у другого художника из нынешней экспозиции – Владимира Орловского (1842–1912):

– Таких работ, как наш «Пейзаж с облачным небом», в музеях страны вы можете встретить всего четыре, с лодкой и без лодки. Он вновь и вновь повторял этот мотив: грозовые тучи, напряженное состояние природы.

Кстати, формально выставку посвятили 190-летию Ивана Шишкина. Одна из его работ, хранящихся в Барнауле, лесной пейзаж с речкой, поступила из частного собрания и показывает художника-натуралиста, подробно выписавшего узнаваемые растения на переднем плане.

А зрелищную работу Ивана Вельца «Лесная речка. Летний пейзаж» (1904) когда-то спасли реставраторы. В музей полотно поступило из Росизопропаганды в 1986 году в очень плохой сохранности. Пейзаж попал в пожар, краска буквально спеклась, особенно в верхней части, и сибирские мастера отказывались ее восстанавливать. В итоге реставрация заняла долгих шесть лет. «Когда мы увидели ее после, то поняли, что у нас великолепная работа. Безмолвие и спокойствие разлиты в природе, и этот сдержанный колорит, который отличает работы Вельца… Берег выписан так, словно мы можем шагнуть за раму в пространство картины», – говорит Гончарова. И добавляет:

– Мы хотим, чтобы гости подолгу рассматривали эти работы. Чтобы наша коллекция была любима. Летом у многих посетителей больше времени, а мы будем показывать здесь фильмы. Можно будет отдохнуть, приобщиться к гармонии и получить много эмоций. В этом и заключается наша цель.

Барнаул 

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.