В Барнауле прошел первый в истории фестиваль-тур «Новосибирский транзит»

0 9
0
(0)

В Барнауле прошел первый в истории фестиваль-тур «Новосибирский транзит»

В Барнауле прошел первый в истории фестиваль-тур «Новосибирский транзит»

В Барнауле прошел первый в истории фестиваль-тур «Новосибирский транзит»

В Барнауле прошел первый в истории фестиваль-тур «Новосибирский транзит»

Четыре известных театра из Новосибирска представили свои спектакли на сценах Алтайской драмы и МТА. Всего же за 10 дней тура театры посетили четыре сибирских города (фестиваль стартовал в Томске 10 июня). Рассказываем, что увидели барнаульские зрители и как себя чувствовали новосибирские артисты в этом непростом путешествии.

Четыре известных театра из Новосибирска представили свои спектакли на сценах Алтайской драмы и МТА. Всего же за 10 дней тура театры посетили четыре сибирских города (фестиваль стартовал в Томске 10 июня). Рассказываем, что увидели барнаульские зрители и как себя чувствовали новосибирские артисты в этом непростом путешествии.

Занять паузу

Все началось в 2000-х, когда появился фестиваль-конкурс «Сибирский транзит». Каждый раз он проводился в новом регионе СФО, пока не осел окончательно в Новосибирске и не превратился в «Ново-Сибирский транзит», проходящий по четным годам и собирающий лучшие постановки от Урала до Дальнего Востока. Из-за пандемии с 2020-го он был перенесен на 2021 год, и чтобы как-то занять долгую паузу до следующего фестиваля в 2024-м, руководитель «Транзита» и директор театра «Красный факел» Александр Кулябин предложил такой выездной формат, приурочив к 85-летию Новосибирской области.

В нем поучаствовали молодежный академический театр «Глобус» со спектаклем «Генерал и его семья», НГДТ Сергея Афанасьева с проверенной временем музыкальной комедией «Ханума», еще один молодежный «Первый театр», который привез «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева. Завершил тур «Красный факел» спектаклем «Дикая утка» по Ибсену. На пресс-конференции, предварявшей открытие фестиваля в его последней точке, Александр Кулябин подчеркивал: это не гастроли. Чтобы составить правильное представление о происходящем, лучше бы посмотреть все спектакли. И корреспондентам «АП» это почти удалось.

Турне как опыт

Идея была в том, чтобы каждый из театров привез спектакль своего главного режиссера. Желательно новый. Но премьера «Ханумы» на сцене Новосибирского городского драматического театра прошла аж в 2007 году. Руководитель НГДТ Сергей Афанасьев настоял на своем выборе и, как признавали участники фестиваля, не прогадал: выяснилось, что июньский зной очень располагает к легкому зрелищу, богатому поэзией, юмором и грузинскими песнями в живом исполнении. Запутанная история женитьбы немолодого разорившегося князя Вано Пантиашвили (Савва Темнов) и соперничества двух тифлисских свах собрала аншлаг. Исполнительница заглавной роли Ханумы (кстати, уроженка Алтайского края) Татьяна Жулянова рассказала, что фестиваль стал для артистов НГДТ настоящим счастьем:

– Вы же знаете, что в нашем театре всего 100 зрительских мест, а здесь мы ощутили кайф, играя перед залами на 700–800 человек. Это большой опыт для актеров. Я впервые на большой сцене играю главную роль. Зрители – невероятно благодарные, а города Сибири – действительно прекрасные.

А Александр Кулябин рассказал секрет многолетнего успеха «Ханумы»: «Это добрый, хороший спектакль, тем более востребованный в наших суровых сибирских краях. Нам так хочется тепла, счастья, чтобы отдохнуть и расслабиться. Мы напряженно живем!»

Когда спектакль дышит

Насколько напряженно – показали следующие три спектакля. Мистическая драма «Марьино поле» режиссера Павла Южакова выросла из студенческого проекта. Молодые актрисы Дарья Тропезникова, Юлия Шабайкина и Елизавета Маслобоева играли трех столетних вдов, доживающих свой век в почти вымершей деревне. Как вдруг одна из них убеждает других, что к ним вот-вот вернутся их погибшие в Великую Отечественную войну мужья и надо срочно идти встречать их на станцию.

– Спектакль идет уже сезон, проверен публикой и нам показалось, что как фестивальный проект он самый выгодный в нашем театре, – 
объяснил выбор режиссер. – И потом, развлекательного контента во всех городах достаточно, интереснее привезти то, что выбивается из общего контекста.

Режим, при котором актеры день играют, день переезжают в другой город, показался непростым Юлии Шабайкиной: «Физически это тяжелее, чем я думала, кажется, что сил уже нет. Но начинается спектакль – и все, никакой усталости. А еще мы сначала волновались, как выберемся из своего подвальчика, но оказалось, что большие сцены очень помогают нашему спектаклю: он дышит, стал объемным».

На основе книги

Жанр спектакля «Генерал и его семья» в театре «Глобус» определили как исторический анекдот. В его основу лег одноименный 600-страничный роман поэта Тимура Кибирова, получивший в 2020 году премию «Большая книга».

Время действия – 1974 год. Генерал Василий Иванович Бочажок (Илья Паньков) встречает любимую дочь-студентку, которая возвращается из Москвы в заснеженный военный городок прямо-таки вызывающе беременной, но отказывается говорить, от кого. Семья генерала – это его дочь Анечка (Анастасия Белинская), сын Стёпка-балбес (Иван Зрячев), покойная, но все еще присматривающая за непутевой семьей жена Травиата Захаровна (Светлана Галкина), а также друзья, соседи и прочие.

Главный враг генерала – запрещенная в СССР Анна Ахматова, превратившая его дочь в записную диссидентку, и поэтесса тоже присутствует на сцене с накладным горбатым носом (ее играет Арина Литвиненко). Огромный накладной нос, толщинки и кустистые искусственные брови почти весь спектакль носит и сам карикатурно косноязычный генерал. Лишь мастерство артиста позволяет зрителям разглядеть за эксцентрикой и гротеском его невысказанную любовь к домочадцам, от которых одни беды.

– Мне меньше всего хотелось делать ностальгический ретроспектакль, – объясняет способ существования актеров режиссер Алексей Крикливый. – Нас волнует тема достоинства, человечности, выбора. Герои романа и спектакля – глубоко несчастные люди. Обманутые, запутавшиеся, чем-то увлеченные, но несчастные.

Секрет из прошлого

Несчастны, просто пока не знают об этом, и герои «Дикой утки» театра «Красный факел». Они вынуждены выбирать между правдой и иллюзией, но правда оборачивается трагедией.

Пьесу Генрика Ибсена лихо перелицевала драматург Ольга Федянина, радикально осовременив повседневность и жизненные обстоятельства ее героев. Но уникальность спектакля даже не в этом: туго переплетенная история двух очень разных семей – богачей Верле и бедняков Бергов – по сути, разыграна на наших глазах дважды. Режиссер Тимофей Кулябин сперва снял художественный фильм «Дикая утка», и для этого театр снял и полностью обставил лофт, а затем перенес пьесу на сценическую площадку. На протяжении всего спектакля актеры работают абсолютно синхронно с видео, и все это – ради крупных планов и бытовой атмосферы, важной для Ибсена. В этом свете говорить о том, что театр привез с собой в Барнаул и живого селезня по имени Миша, кажется уже неуместным.

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.