Как прошла «Ночь искусств» в Барнауле

0 34
0
(0)

Как прошла «Ночь искусств» в Барнауле

Как прошла «Ночь искусств» в Барнауле

Как прошла «Ночь искусств» в Барнауле

Как прошла «Ночь искусств» в Барнауле

Содержание:

Фото Евгений НАЛИМОВ

В этом году Всероссийская акция «Ночь искусств» была посвящена теме «Наши традиции». В ее рамках в крае прошли десятки разнообразных мероприятий – в основном в дневное время.

Расскажем о том, что могли увидеть и услышать барнаульцы, отправившиеся за впечатлениями сквозь туман 4 ноября.

На чём сыграть «Калинку»?

В Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая, как всегда, продумали программу для всех возрастов, в нее вошли экскурсии, мастер-классы, лекции, киносеансы и игровые программы.

В интерьерах выставки музыкальных инструментов «Звучание души народной», которая работает до 27 ноября, известный мастер Александр Гнездилов проводил экспресс-уроки для желающих освоить клавишный вариант металлофона или авторскую версию колесной лиры. И пока девочка-подросток разучивала на самогудах народную песню «Как пошли наши подружки», ее мама играла на клавишных гуслях.

– Нужно зажать три клавиши через одну: до-ми-соль. И медиатор держите покрепче, – советовал Гнездилов. – Я сам эту конструкцию разработал, она легкая – всего 12 килограммов вместе с механикой и ножками, тут и один человек справляется. Погрузил в кофр на колесиках – и пошел.

Отвлекшись от гуслей, мастер и руководитель Центра многострунных инструментов народов Алтая показал нам «звоны» – как металлофон, только с клавишами. Рассказывает, что нашел инструмент в подвале, восстановил детали и еще придумал педаль, как на пианино, чтобы играть классику. Тут мы замечаем в витрине крошечный топшур длиной сантиметров десять.

– Он занесен в Книгу рекордов России. Просто стало интересно, какой самый маленький инструмент можно сделать, чтобы он звучал, – улыбается Гнездилов. – В качестве струн я использовал конский волос и сделал мягкий медиатор из тонкой пластмассы. Его можно настраивать – видите, там колки есть.

– Что, и играть можно?!

– Да, однажды музыковед Михаил Стюхин даже записал и транслировал по радио, как я исполнял на нем «Калинку»…

Материя памяти

А на встрече с реставратором игрушек Юлией Романовой можно было узнать о том, что и старенькая мягкая игрушка может значить очень много.

– Это обезьянка Жаконя 1960-х годов, и владельцы решили восстановить ее, – рассказывала мастерица разновозрастной публике. – Она была «травмирована» после встречи с домашним питомцем (собака отгрызла ухо), но выстояла как могла. Я нашла абсолютно идентичную ткань, сделала перетяжку мордочки и изготовила вот такие ушки. Кстати, цель реставрации – не просто восстановить игрушку, но и максимально сохранить оригинальные материалы.

Для самой Юлии все началось с медведя, доставшегося еще от прабабушки. Уже став взрослой, она заинтересовалась, как его можно восстановить, и углубилась в тему немецких мишек Тедди, профессионального мохера и подвижных крепежей. Какое-то время девушка сама шила таких мишек, а затем представился случай попробовать себя в реставрации.

– Я выставила фотографии своей работы в соцсетях и по откликам поняла, насколько это может быть важно для людей, ведь так мы сохраняем память нашей семьи! Я просто загорелась этой темой, – говорит Романова.

Одна из последних техник, освоенных мастерицей, – медведи-автоматоны, как она сама говорит, «прадедушки современных роботов». Внутри механизм, а снаружи – колесики, как у деревянных игрушек-каталок XIX века.

Нарисовать свою сказку

В Художественном музее можно было совместить науку и творчество, например прямо на лекции об иллюстрациях художника Алексея Дмитриева раскрасить свою собственную восточную сказку цветными карандашами.

– Мы пришли сюда с внуком, потому что искали детскую программу, – рассказала Татьяна Ивановна, бабушка пятилетнего Семёна, увлеченно раскрашивавшего восточный сюжет. – Я даже не ожидала от него такого энтузиазма. Может, есть талант? И от самого здания музея мы в восторге, думаю, что теперь будем часто сюда ходить. А лекция была великолепная, жаль, что мы не застали начало.

Рядом с Семёном свою сказку раскрашивала его ровесница Мирослава.

– Я стараюсь приобщать дочь к искусству, – объяснила мама девочки, Юлия. – Хорошо, что пока они тут рисуют, краем уха что-то важное слышат, может, это где-то откладывается…

Когда хочется солнца

Отца этого семейства мы застали на мастер-классе по пермогорской росписи, который проводила сотрудница музея Диана Баталова.

– Это одна из крестьянских росписей Северной Двины. Для нее характерен беленый фон, особый орнамент с бордюрчиками и ограниченная палитра: зеленый, красный, желтый и черный для обводки, – сообщила нам Диана Анатольевна, подготавливая краски.

– Обычно так расписывали прялки, сундуки, игрушки, посуду. Это северный край, людям хотелось солнца. В росписи преобладают растительные орнаменты, ягоды, птицы.

В соседнем зале старший научный сотрудник сектора «Традиционная русская культура» Вероника Бодрова и участники фольклорного ансамбля «Беловодье» проводили лекцию-концерт «Вольная душа казачества». Рассказывали о традициях станицы Верх-Алейской и редута Плоского, а также защиты Тулатинской.

– Здесь до самых недавних времен сохранялось редкостное мужское пение, – говорит Бодрова. – Еще в конце 1980-х годов я видела, как там пели представители нескольких поколений. Дело было дождливым летним днем, сенокос встал, и песни зазвучали по всему селу…

Барнаул 

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.