На выставке в Барнауле соединили старинную роспись с современным творчеством

0 92
0
(0)

На выставке в Барнауле соединили старинную роспись с современным творчеством

На выставке в Барнауле соединили старинную роспись с современным творчеством

На выставке в Барнауле соединили старинную роспись с современным творчеством

На выставке в Барнауле соединили старинную роспись с современным творчеством

Содержание:

Фото Евгений НАЛИМОВ

На выставке «Тренд на традицию» в Алтайском краеведческом музее соединили старинную роспись из крестьянских домов с творчеством современных мастеров и дизайнеров.

Экспозиция стала итогом совместного проекта музея с брендом «Алтай. Традиция», который приурочили к Году народного искусства и нематериального культурного наследия.

Подлинную традицию здесь представляют 18 старинных прялок, две расписные двери, настоящие крестьянские полати, кадушка (основная часть коллекции урало-сибирской росписи краеведческого музея), а также старообрядческий костюм, пояса и «стеновые» полотенца, все – XIX или начала ХХ веков. А вот современную интерпретацию старинных мотивов предложили мастерицы Елена Леонтьева и Валентина Волегова и молодые дизайнеры.

Дверь как вдохновение

Шесть лет назад мастерица урало-сибирской росписи по дереву Елена Леонтьева объединила усилия с Анной Поломошновой, руководительницей проекта «Алтай. Традиция», и стала главным художником бренда. Чтобы перенести ее идеи на упаковку, ткань или гипсовую плитку, бренд привлекает к работе молодых дизайнеров.

– Внимание краеведческого музея для нас – знак того, что мы действительно делаем продукт, связанный с историей края, – говорит Анна Поломошнова. – Это прежде всего интерьерные вещи, потому что мы хотим вернуть домовую роспись в дом. Мы не делаем каких-то безделиц, ведь в крестьянском доме сувениров не было, а были вещи с функцией. Но в них «зашиты» символы и ценности крестьянского сознания: мир, труд, семья, род. Вот это мы и хотим вернуть в современной эстетике и новых тиражируемых материалах. И потому привлекаем дизайнеров. А Елена Юрьевна Леонтьева, как главный художник бренда, отвечает у нас за связь с традицией. Чтобы это не было чем-то оторванным от истории.

Источником вдохновения для бренда Анна называет старинную расписную дверь из частной коллекции.

– Дверь была двойная, ее выдрали из покосившегося дома в полностью заброшенной деревне, – рассказывает народный мастер Алтайского края Елена Леонтьева. – Подреставрировали грубо, полотно восстановили. И когда люди к ней подходят, удивляются: а как в нее войти? Посмотрите здесь на любую старинную дверь, мы в нее не пройдем! Думаете, надо было кланяться? Это миф! Просто наши предки такого роста были…

«Поливать» свои корни

Есть и еще один миф, будто в старину все крестьянские дома были украшены. Но научный сотрудник краеведческого музея Евгения Твердикова рассказывает:

– На роспись специально приглашали красильщиков, они работали здесь в летний период и брали довольно большую плату. Поэтому позволить себе урало-сибирскую домовую роспись могли только состоятельные люди, которыми, так уж сложилось на Алтае, были в основном старообрядцы.

«Сегодня потенциал урало-сибирской росписи огромен, по своей природе она северная, минималистичная. А люди сейчас стремятся к минимализму в интерьере», – 
замечает Анна Поломошнова. Эстетика минимализма проявляется и в авторских «топорных» игрушках Елены Леонтьевой, или, как их назвали, «топорушках» (деревянных женских фигурках, домиках, лошадках), и в плетеных из рогоза вещицах еще одной мастерицы Валентины Волеговой.

– Когда я зашла в этот зал, вспомнила, как наша землячка народная артистка Нина Николаевна Усатова рассказывала: «Мама часто говорила мне: «Нина, поливай свои корни!» Подразумевая, что они будут питать, давать силу, – сказала на открытии выставки министр культуры края Елена Безрукова. – И мне кажется, что эта выставка соответствует напутствию. И в одной ее части мы видим предметы, которые привезены из экспедиций и находятся в музейных фондах на вечном хранении. А в другой – изделия современных людей, использующих ту символику, которая переходила от поколения к поколению и живет сейчас.

Цветы и птички как символы счастья, красоты и благополучия проходят через все расписные предметы в музейном зале. В настоящее время фонд Алтайского краеведческого музея хранит более 30 образцов прялочной росписи. Первую такую прялку нашли в этнографической экспедиции в 1959 году. С тех пор сотрудники музея привозили образцы урало-сибирской росписи из сел Тогульского, Залесовского, Третьяковского, Алтайского, Чарышского, Солонешенского, Заринского и Ельцовского районов.

Кстати, выставка продлится до 22 мая, и в это время в музее будут проходить лекции, встречи и занятия ремеслами. Первый мастер-класс по плетению сервировочной салфетки из рогоза от Валентины Волеговой должен пройти уже 26 марта. Необходима предварительная запись!

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.