Что таят в себе сервизы

0 9
0
(0)

Что таят в себе сервизы

Что таят в себе сервизы

Что таят в себе сервизы

Что таят в себе сервизы

Что таят в себе сервизы

Что таят в себе сервизы

Что таят в себе сервизы

Что таят в себе сервизы

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Художественном музее Алтайского края открылась выставка советского фарфора.

В экспозиции – декоративные вазы, чайные и кофейные сервизы и мелкая пластика 1940–1980-х годов. Многие вещи участвовали в свое время в престижных всесоюзных и международных выставках.

Куратор, старший научный сотрудник Нина Гончарик уместила 140 предметов в несколько витрин в зале и коридоре временного музейного здания. Сетует, что чашки и статуэтки поставлены тесновато, но выбора не было: хотелось показать как можно больше. Во-первых, многих вещей барнаульский зритель еще никогда не видел, а во-вторых, выставка дает музейным сотрудникам понимание того, как эти предметы будут смотреться в постоянной экспозиции в будущем здании на площади Октября.

Новые птицы – новые песни

Сейчас в музейном зале представлены две главные школы русского фарфора – петербургская от мастеров Ленинградского фарфорового завода и московская – изделия Дмитровского и Дулёвского заводов.

– Когда начинаешь вникать, выясняется, что биографии авторов этих предметов удивительны, – делится Нина Прокопьевна. – Вот, например, большая декоративная ваза «Новые птицы – новые песни» Эдуарда Криммера. Он был участником войны и человеком очень разнообразного дарования: и театральным художником, и книжным иллюстратором, а до того, как прийти на Ленинградский фарфоровый завод, работал на стекольном. Эта ваза была на юбилейной выставке «Советская Россия» в 1967 году, и в ней он очевидно идет от народной традиции, где вертолеты – это как птицы, а опоры линий электропередачи – деревья.

Только в этот момент мы понимаем, что рисунок на вазе и правда необычный и среди птичек на «ветвях» ЛЭП сидят милые вертолетики с лапками, украшенные наивными цветами. А рядом с вазой несколько фигурок голубей как символов мира: серия создана в послевоенные 1950-е. 

Дары столиц

Коллекция в таком объеме еще практически не показывалась из-за хронического дефицита экспозиционных площадей. Она складывалась с самого начала существования музея, который открылся в 1959 году. Большую роль в комплектовании фондов в те годы сыграл секретарь крайкома КПСС Трушин, который обращался за помощью к центральным музеям. Благодаря этому в ГХМАК пришли предметы из музея-усадьбы «Кусково», а впоследствии в Барнаул отправлялись экспонаты с важных выставок.

И сервиз «Лани» художника Михаила Моха, еще один шедевр ЛФЗ, представленный на нынешней выставке, как раз такой дар музея «Кусково» (там хранится полный комплект).

– Роспись очень характерна для классического стиля Ленинградского завода, – говорит куратор. – В ней строгость и чистота линий, призванная подчеркнуть красоту самого материала. Кстати, она завоевала серебряную медаль на Всемирной выставке в Брюсселе!

Из «Кусково» же в ГХМАК пришли две чайные пары Лидии Лебединской – чашка с блюдцем с изображением коней на Аничковом мосту и «Кленовые листья» 1948 года. Роспись – классическое сочетание синего кобальта и сдержанного золота.

Забытые мотивы

Почти все предметы здесь – с особой биографией. Например, кофейный сервиз Дмитровского завода (белый фарфор и золото) на той же легендарной выставке «Советская Россия» в 1967-м был отмечен как одно из совершенных произведений, которое одновременно может служить и образцом для массового доступного производства. Хотя в собрании ГХМАК нет знаменитого агитационного фарфора, советские идейные мотивы видны и на этой выставке – в сервизе «Дружба СССР с Индией», в жанровых фигурках с атрибутами танца и труда, в темах мира и оптимизма. Отдельные полочки посвящены рижскому фарфору – коллекционным вещицам уникального качества и мастерства.

И невозможно обойти вниманием сервиз «Карелия» Кирьяны Михалёвой, штатного художника Ленинградского комбината декоративно-прикладного искусства. В ее тонкой, изобилующей деталями росписи пейзажная живопись сочетается… с индустриальной темой. На изящном молочнике – экскаватор посреди каменных глыб, на тарелочке – вид на портовые краны, на чайнике – северные сельские домики. «Этот сервиз середины 1970-х годов сейчас очень котируется у коллекционеров и стоит прилично, а нам он достался буквально чудом, – радуется Нина Гончарик. – Хоть люди наконец увидят, мы его впервые показываем!»

Выставка будет работать до января 2023 года.

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.