Что такое урало-сибирская роспись и как она устроена

0 87
0
(0)

Что такое урало-сибирская роспись и как она устроена

Что такое урало-сибирская роспись и как она устроена

Что такое урало-сибирская роспись и как она устроена

Что такое урало-сибирская роспись и как она устроена

Содержание:

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Алтайском краеведческом музее в прошлую субботу рассказали о происхождении и смыслах урало-сибирской росписи и ее алтайской разновидности.

«Так было у бабушки»

Лекция заместителя директора музея по науке Оксаны Мамонтовой «В поисках райского сада» прошла в рамках выставки «Тренд на традицию», которая представляет старинные образцы и современные версии народной росписи на деревянных предметах быта и интерьера: прялках, кадках, дверях и полатях.

Оксана Мамонтова – этнограф с многолетним стажем полевых работ, кандидат исторических наук. В самом начале встречи она подчеркнула: ни одну версию происхождения урало-сибирской росписи нельзя подтвердить источниками, поскольку долгое время наше крестьянское искусство вообще никто не изучал. «Есть предметы, но сами по себе они нам мало что скажут», – считает она. Впервые эти экспонаты начали собирать во второй половине XIX века. К анализу приступили только в конце столетия, в тот момент уже трудно было выявить сакральный смысл росписи.

– В Краснощёковском районе я зашла в дом к одной бабушке, а у нее стены веранды расписаны цветочками и птичками в бело-красно-синей гамме, – рассказывает Оксана Сергеевна. – Она объяснила: «У моей бабушки так было в доме, и я повторила то же самое». Но понимание, для чего это нужно и что обозначает, утеряно.

Гипотезы

Первые письменные источники о русской росписи появляются еще в XI веке, и это замечания о росписи храмов. В XV–XVI веках появляются описания настенной росписи посадской городской культуры – в домах бояр и царской семьи. В 1740-х годах один из чиновников оставил записки, что в домах крестьян на Русском Севере встречал расписные потолки и стены. Самые ранние упоминания о росписи на Алтае и в Сибири относятся уже к 1840-м, а первыми на декор в крестьянских домах обратили внимание искусствоведы.

Есть мнение, что на домовую роспись оказывали влияние иллюстрации старообрядческих рукописей. Еще считается, что роспись фасадов и предметов пришла на смену резьбе.

– Существует масса версий происхождения. Считается, что именно наша, алтайская, роспись, как ответвление урало-сибирской, впитала в себя и Русский Север, и Поволжье, и Центральную Россию, и традиции Украины, и даже Средней Азии, – говорит этнограф.

Особенности

Что характерно для алтайской домовой росписи? Определенная цветовая гамма. В качестве фона – красный, белый или синий цвет. Ставни и наличники могли расписывать в светлых тонах. Цветы, как правило, окрашивались в красный, белый, голубой, редко в желтый или зеленый.

Чаще всего на старинных прялках встречаются растения (березовые листья, цветы лопуха, огоньки, колосья, ягоды облепихи или калины), птицы (трясогузки, синички, кукушки, ушастый филин) и зооморфные орнаменты – лев и конь. Бывают и изображения людей, например, дамы и солдата, идущих под ручку. Присутствуют сцены гуляний. Причем искусствоведы с юмором отмечают: неважно, что вокруг написаны цветы и ягоды, но люди едут на санях.

– Когда-то избы топились по-черному, там было не до красоты: окошечки маленькие, затянутые каким-нибудь бычьим пузырем. Потом стали переходить на светлые избы, топить печь по-белому, увеличился оконный проем и люди задумались, что надо бы навести красоту, – рассказывает Мамонтова. – Другая версия – что в XIX веке активно строились деревянные дома для чиновников, появились бумажные обои, и крестьянам хотелось перенять эту моду, так что роспись имитировала обои в цветочек.

Сколько это стоило?

На Русском Севере в конце XIX века роспись дома могла стоить 10 рублей, на Алтае, по словам Оксаны Мамонтовой, еще дороже: в 80-е годы XIX века за роспись можно было заплатить от 30 до 90 рублей. Для сравнения: лошадь в те годы стоила от 12 до 25 рублей. Исследователи считают, что в большей степени роспись домов характерна для старообрядцев, а они во многих вопросах были людьми прогрессивными и умели зарабатывать.

– В связи со спросом сюда приходили мастера, причем лучшими считались тюменские, – рассказывает этнограф. – Ежегодно Тюмень поставляла от 300 до 500 красильщиков, которые уходили на заработки на Урал, Алтай, в Забайкалье в одиночку, с учениками или целыми артелями.

– В отличие от Русского Севера или Урала на Алтае не сохранилось большого количества домовой росписи, – замечает Оксана Мамонтова. – После Гражданской войны многие дома зажиточных крестьян были раскатаны для строительства школ. А в 1920-е годы сменилась тенденция оформления внутреннего помещения, и росписи стали закрашивать однотонной краской. В экспедициях мы ее сегодня встречаем очень редко, а в основном можем увидеть только в музее. К сожалению.

Кстати, выставка «Тренд на традицию» будет работать до 22 мая. А 24 апреля в музее пройдет лекция обо всем спектре русской росписи – городецкой, семеновской, хохломе.

Что означают символы в росписи?

Считается, что в русской росписи переплелись языческие и христианские символы.

Дерево – не просто дерево, а древо. Древо жизни, райское древо, связь между прошлым и будущим,  символ продления рода.

Цветочная розетка на потолке или полатях – символ солнца и огня, очистительной силы.

Птица – свобода, счастье.

Лев – символ бессмертия Христа и хранитель дома. Его появление может быть связано с традицией храмового строительства, но есть версия, что мастера подсмотрели льва на… британском гербе.

Конь – символ солнца, смены времен года и стихийных явлений.

Барнаул 

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.