«Грани земли Алтайской»: в Барнауле открылась выставка, посвященная 85-летию образования края

0 59
0
(0)

«Грани земли Алтайской»: в Барнауле открылась выставка, посвященная 85-летию образования края

«Грани земли Алтайской»: в Барнауле открылась выставка, посвященная 85-летию образования края

«Грани земли Алтайской»: в Барнауле открылась выставка, посвященная 85-летию образования края

«Грани земли Алтайской»: в Барнауле открылась выставка, посвященная 85-летию образования края

«Грани земли Алтайской»: в Барнауле открылась выставка, посвященная 85-летию образования края

«Грани земли Алтайской»: в Барнауле открылась выставка, посвященная 85-летию образования края

Содержание:

Фото Евгений НАЛИМОВ

История формирования границ и административно-территориального устройства региона, начиная с середины XVIII века, представлена в экспозиции краевого Госархива (ГААК).

Любая история есть совокупность данных: одни ученые изучают ее сквозь призму архитектуры, другие реконструируют бои-сражения… пишут о героях… изучают эго-документы… Но героем каждой из тем подобных исследований всегда является человек.

Картография, казалось бы, в этом ряду – та самая сухая теория, которая весьма далека от пышно зеленеющего древа жизни. Но в ошибочности этого мнения теперь может убедиться каждый посетитель новой выставки в краевом Госархиве.

Город Усть-Пристань

«Постановление Осколковскаго народнаго собрания 1920 года января 4 дня» явно писано знатоком дореволюционной орфографии и канцелярского стиля. Этот интересный документ можно увидеть в экспозиции архива. Вчитаемся:

«Мыниподписавшиися Граждане Села Осколковскаго той же волости Барнаульскаго уезда Алтайской губ. Бывъ сего числа на общем собрании где прежде всего былъ избранъ председатель нашего собрания Павла Анд. Чуева секретарь Иванъ Понаринъ повестка дня следующая О желании быть Уезднаго города Усть Чарышская Пристань, по первомъ вопросе обсудивъ между собою единогласно постановили мы граждане желаемъ организовать уездный городъ Усть Чарышской Пристани, в том и подписуемся».

Наши предки – особенно на заре советской власти – нередко подавали в вышестоящие организации подобные «инициативы с мест», порой весьма эмоционально их мотивируя. Так, 5 сентября 1926 года 65 человек пришли на общее собрание в деревне Кокуй Чумышского района Барнаульского округа. На повестке дня стояла «организация при нашой деревни самостоятельного сельсовета». Постановили «считать необходимым организовать свой самостоятельный сельсовет, который снимит снашой шеи неисчислимые поездки за справками в Комарский сельсовет за 6 верст. Ходатайство поручить тов. Ерошину. Который и должен скорее обратиться к выше стоящим властям».

Эти и многие другие уникальные документы можно увидеть в разделе выставки, который носит название «…Определить и провести в натуре постоянные границы Алтайской губернии…» Здесь можно узнать об установлении границы с Семипалатинской областью, о создании Каракорумского уезда в Горном Алтае, об определении границ волостей и уездов, районировании и организации сельсоветов, о формировании принципиально новой системы административно-территориального деления (губерния–уезд–волость – и край–округ–район) и административно-хозяйственного управления в первые десятилетия советского государства.

Губернатор Алтайского края 1996–2004 годов Александр Суриков сказал на открытии выставки в ГААК такие верные слова:

– Любое административное деление в первую очередь должно рассматриваться с позиции устойчивости государства. Ошибки, заложенные в двадцатых годах, в переделе Российской империи, привели – в том числе – и к распаду Советского Союза. Тогда о вечном существовании новой страны даже не сильно задумывались: мечтали о том, что пролетарии завоюют весь мир и будет одно государство. Жить мечтаниями хорошо, но реалии – это нечто другое.

Передел любого административного деления – это как удар по малой родине, по патриотическому состоянию населения. Он не может рассматриваться только с точки зрения экономики и финансов. «Вот мы ликвидируем сельсовет и добьемся какой-то экономики и финансов!» Да, добьемся. А добьемся ли улучшения патриотического воспитания и состояния малой родины для человека, который там родился, вырос и его предки там лежат? Не знаю… Есть вопросы. И обсуждать все эти вопросы, делить границы нужно очень вдумчиво, толково. С учетом того, что Россия будет жить вечно. И люди на этой территории тоже должны жить века, со своими предками и потомками. Вот это главное.

С каких позиций должны рассматривать подобные вопросы депутаты? Не то, что «председатель сельсовета уйдет – сэкономим 10 тысяч рублей», а насколько крепнут Россия, край в этой ситуации. И самое главное, насколько крепнет уверенность людей в своей жизни. Эта позиция будет правильной, а не та сиюминутная экономия трех рублей…

Что касается новой административной реформы… Я не специалист в административном делении, но считаю, что власть и народ должны жить вместе. Сейчас получается, что на уровне села власть исчезает, а народ остается. С кем? Сам с собою. А не всегда получается хорошо, когда «тихо сам с собою я веду беседу». Хорошо бы ее вести с тем человеком, которого ты избрал. Который может прийти к тебе в семью: а все ли у тебя благополучно? К которому и ты можешь прийти за советом. Понятия «власть» и «люди» должны быть неразделимы.

«Взять на нас…»

Выставочная экспозиция состоит из четырех разделов и включает около 200 документов. Все желающие теперь могут узнать не только о формировании принципиально новой системы административно-территориального деления на заре советской власти, но и о путях ее становления в последующие годы, вплоть до современности.

Но какое место на карте Российской империи занимала наша малая родина до революции? И когда впервые появилась самая первая карта нашего региона? Об этом рассказывают уникальнейшие документы раздела «Для обережения оных заводов…» Название этому самому разделу дала цитата из указа ее императорского величества Елизаветы Петровны, подписанного «в 1 день майя 1747 году».

Оным указом предписывала «Елисавет» бригадиру Андреасу Беэру взять предприятия почившего Акинфия Демидова в казну. И первым из 14 пунктов государственного документа предписывалось:

«Оной Колывановоскресенской, Барнаульской, Шульбинской и протчее на Иртыше и Оби реках и между оными: все строения, какия обретаются, заведенныя от покойного Акинфея Демидова, со всеми отведеными для того землями, с выкопаными всякими рудами и инструментами, с пушками и мелким ружьем, и с мастеровыми людьми, собственными ево, Демидова, и с приписными крестьянами взять на нас».

Среди других уникальных документов давнего века можно увидеть и те, что рассказывают об активном освоении территории региона в XVIII веке, о формировании внешней границы русского государства на юге Западной Сибири с Джунгарией и Китаем. Наверняка всем интересующимся историей будет интересно увидеть карты, на которых впервые были зафиксированы границы между Томским и Кузнецким уездами (1717 г.), территории Барнаульского и Колыванского заводов (1750 г.), а также путевые журналы первых экспедиций по исследованию территории Колывано-Воскресенского округа рудоискателя Петра Шелегина (1745 г.), землемера Лаврентия Феденёва (1792 г.), рапорты о самовольном заселении округа крестьянами в конце XIX – начале XX вв. и образовании ими новых поселений (с именными списками поселенцев!)

Выставка будет открыта для посетителей до 1 сентября по адресу: ул. Анатолия, 72. Предварительная договоренность обязательна.

Спешите видеть

Менее месяца будет представлена на выставке в Барнауле уникальная камея «Родомысл».

«Александр I осудил персонификацию себя в образе Родомысла – «божества вымышленного, ложного для христианства», с чем Совет Академии еще в 1820 г. ознакомил всех своих членов. До Алтая, видимо, мнение царя не дошло», – эту интересную мысль высказала Юлия Каган, пожалуй, лучший знаток «камейного художества».

Александра I не стало в 1825-м, а вот «Родомыслы» в Колывани продолжали рождаться… Изготовление камей велось по проектам серии из 22 рельеф-медальонов Фёдора Толстого – скульптора, живописца, графика. И сейчас одна из работ является жемчужиной экспозиции зала мастеров XIX века Колыванского музея истории развития камнерезного дела на Алтае. Именно этот раритет – камею «Родомысл» (1839 г., союзная яшма), выполненную резчиком Ф. Голубцовым, – можно будет увидеть в Барнауле, в краеведческом музее. Но совсем недолго: выставка, посвященная 220-летию Колыванского камнерезного завода, будет продолжаться, а ценнейший экспонат скоро отправится «по месту прописки».

Потому все поклонники Прекрасного и музы Клио должны поспешить, чтобы увидеть творение, сочетающее в себе мастерство резчика и талант художника.

Выставка работает по адресу: ул. Ползунова, 39.

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.