Как в Барнауле прошли гастрольные показы спектакля «Война и мир» Вахтанговского театра

0 13
0
(0)

Как в Барнауле прошли гастрольные показы спектакля «Война и мир» Вахтанговского театра

Фото: Театр драмы им. В.М. Шукшина

Помешать их успеху не смогло даже происшествие с исполнительницей роли Наташи Ростовой – актрисой Ксенией Трейстер, которая в первый же день сильно травмировала ногу и вынуждена была вернуться в Москву. Благодаря прекрасному знанию текста и мизансцен ее смогла заменить Ася Домская, которая должна была играть старшую дочь Ростовых, Веру. Именитые коллеги назвали этот спонтанный дебют настоящим актерским подвигом. Но барнаульские зрители едва ли заподозрили, что все пошло не по плану, если бы не узнали это из новостей.

Содержание:

В московском качестве

Гастроли стали подарком к 85-летию региона. Вахтанговский театр и краевая драма подружились год назад, когда перекрестными визитами отмечали свои совпавшие по времени вековые юбилеи. Тогда же директор барнаульского театра Любовь Березина в числе первых зрителей увидела премьеру «Войны и мира» режиссера Римаса Туминаса. Сегодня она вспоминает, как боялась сначала пятичасового хронометража, а в итоге просто забыла о времени. Уже через неделю она начала договариваться с директором Вахтанговского Кириллом Кроком о том, чтобы привезти постановку в Барнаул.

За то, что это стало возможно, министр культуры края Елена Безрукова благодарила руководство Вахтанговского театра, которое выделило нам время в расписанном на годы вперед гастрольном графике. А Кирилл Крок рассказал журналистам, что главное условие московского театра вовсе не гонорар, а выполнение технического райдера: в любом городе зрители должны увидеть спектакли в том же качестве, в каком их играют в Москве. Поэтому в Барнаул в двух фурах привезли все звуковое и световое оборудование, костюмы, реквизит и главный элемент сценографии –
огромную серую стену, которая весит больше 6 тонн.

Эта глухая стена с условной рустовкой то стоит фронтально в глубине почти пустой сцены, то бесшумно поворачивается диагонально, то выдвигается вперед, многозначительно наплывая на маленьких персонажей. На ее фоне сплетничает недобрый высший свет, мимо нее проносится в своих шумных и беззаботных играх младшее поколение семьи Ростовых, к ней жмется в первой сцене увлеченный Наполеоном молодой Пьер Безухов (Денис Самойлов), чувствующий себя совсем чужим на родине и слышащий от патриотично настроенной светской дамы (Людмила Максакова) настойчивый вопрос: «Пьер, вы – русский?»

Не ощущая времени

Сценограф Адомас Яцовскис и режиссер не боятся пустого пространства сцены, доверяя зрительскому воображению наполнить его всем нужным. Так решен и первый бал робкой и взволнованной почти до обморочного состояния Наташи Ростовой: одна на фоне стены, она стоит на цыпочках и едва не плачет, пока никто не приглашает ее танцевать. Но стена вдруг отъезжает вглубь сцены, и в освободившейся пустоте девушка начинает размашисто вальсировать совершенно одна, пока ее не подхватывает князь Андрей (Виктор Добронравов). Она в белом, хрупкая и трепещущая, он – словно монумент или парадный портрет офицера.

Как в Барнауле прошли гастрольные показы спектакля «Война и мир» Вахтанговского театра

Фото: Театр драмы им. В.М. Шукшина

Адаптация текста Толстого принадлежит Марии Петерс, и в спектакле нет ни массовых батальных сцен, ни многих важных героев – Денисова, Долохова, Платона Каратаева, да и Кутузов с Наполеоном лишь упомянуты в диалогах. Князь Андрей здесь не лежит раненый под небом Аустерлица, и сам Аустерлиц остается за кадром (вот только князь после пережитого предстает перед нами другим). В эпизодах, на которые нарезаны тома романа, много юмора и выходов народных артистов, вознаграждаемых аплодисментами. Один из запоминающихся принадлежит Евгению Князеву (старый князь Болконский) в сцене сватовства порочного Анатоля Курагина к его богатой княжне Марье.

До какого-то момента эти картины просто нанизываются на волшебную партитуру спектакля, в которой соединились «Херувимская песнь» Чайковского и музыка Луиджи Керубини, и времени зритель действительно не ощущает. Пока не замечает, как взрослеют и дряхлеют на сцене герои, и вот уже граф Ростов (Андрей Ильин) подволакивает ногу, старый Болконский становится не страшен, а жалок, а Пьер вдруг обретает внезапную уверенность, защищая честь Наташи.

Война впервые появляется на сцене только после второго антракта: сначала как отдаленные взрывы, а потом в страшном монологе Николушки Ростова – когда-то наивного мальчишки с саблей, а теперь изможденного солдата, накалывающего на штык одну за другой пустые шинели. Вырезав почти всю толстовскую философию, финал режиссер все же отдает выбравшемуся из плена Пьеру и его утешительному прозрению о бессмысленности самой идеи поймать и заточить бессмертную душу «в балаган, загороженный досками».

Барнаул 

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.