В Алтайском театре драмы завершился первый этап творческой лаборатории «Шукшин. Миф и реальность»

0 17
0
(0)

В Алтайском театре драмы завершился первый этап творческой лаборатории «Шукшин. Миф и реальность»

В Алтайском театре драмы завершился первый этап творческой лаборатории «Шукшин. Миф и реальность»

В Алтайском театре драмы завершился первый этап творческой лаборатории «Шукшин. Миф и реальность»

В Алтайском театре драмы завершился первый этап творческой лаборатории «Шукшин. Миф и реальность»

Первый этап творческой лаборатории «Шукшин. Миф и реальность» с участием известных российских драматургов завершился в Алтайском театре драмы.

Участники побывали на малой родине писателя, кинорежиссера и актера, познакомились с подлинными документами, связанными с его жизнью и творчеством, поговорили с учеными и обсудили идеи будущих пьес. А затем рассказали о впечатлениях и замыслах журналистам.

Содержание:

Усталость от схемы

Идея «обновления театрального разговора о Василии Шукшине» и обращения к документам созрела внутри самого театра. Как объяснял куратор лаборатории, российский театровед и критик Павел Руднев, есть известная усталость от большого количества спектаклей, созданных по одной и той же схеме, то есть на основе набора текстов писателя (в основном рассказов). Проект лаборатории, рассчитанной на несколько лет, представила специалист театра по связям с общественностью Елизавета Гундарина, и ее первые итоги она называет воодушевляющими.

Три дня пятерка драматургов из Москвы, Минска и Екатеринбурга интенсивно изучала тему, и, как отмечали участники, это погружение было организовано невероятно профессионально. Драматурги побывали на экскурсии краеведа Данила Дегтярёва по шукшинским местам в Барнауле, увидели оригиналы документов в фондах ГМИЛИКА, весь следующий день провели в Сростках в музейном комплексе, затем общались с шукшиноведом Дмитрием Марьиным. Кстати, куратор Павел Руднев подчеркивает, что результатом не обязательно должны стать исключительно документальные пьесы. Лаборатория предполагает и творческую фантазию.

– Меня поразило, что никто не травил байки, не рассказывал того, что невозможно подтвердить документами. А если и рассказывал, то сразу предупреждал, что это апокриф, – сказал Руднев. – Никто не старался нас развлекать, не говорил о Шукшине как о незыблемом памятнике. И это соприкосновение с подлинным давало невероятную силу.

В диалоге с земляком

«Когда мы ездили в Сростки и общались с сотрудниками музея Шукшина, у меня возникло ощущение, что люди, которые там работают, сами могут быть героями пьесы», – рассказала журналистам московский драматург Юлия Поспелова. Для алтайского театра она не чужой человек: здесь не первый сезон с большим успехом идет трогательная саунд-драма «Лёха» по ее пьесе, причем спектакль называют одним из самых удачных в стране. Пока Юлия склоняется в сторону вербатима – документального театра, и для работы над ним съездила в Сростки еще раз, чтобы записать интервью с работниками музея и библиотеки.

– Я более детально пообщалась с этими прекрасными женщинами, и мне показалось, что у каждой из них свой Шукшин, какой-то внутренний диалог с ним, канал связи. Те интервью, которые удалось насобирать, возможно, станут материалом для пьесы.

Впрочем, заинтересовали Юлию и параллели «Шукшин – Тарковский» (они были однокурсниками во ВГИКе), и поиск истоков таланта, позволившего простому деревенскому мальчику стать большим художником.

Через мифы

Москвичка Лара Бессмертная сообщила, что будет размышлять об отце Василия Макаровича – Макаре Леонтьевиче: «Мне кажется, он играет большую роль в становлении личности Шукшина, хотя он отца практически не застал и очень плохо помнил. Но так называемое «Сростинское дело», когда в колхозе в Сростках репрессировали многих мужчин, возможно, повлияло потом на его становление как писателя».

А минский автор Дмитрий Богославский планирует заняться темой матерей, которые «кладут жизнь и отправляют своих детей в какое-то дальнее плавание. Они беззаветно верят в своих детей, и эта вера окрыляет». Замысел Олега Маслова из Москвы связан с деконструкцией сложившегося мифа о Шукшине. «Хотелось бы понять, что внутри этой бронзовой фигуры», – говорит драматург. Наконец, Светлана Баженова из Екатеринбурга предложила идею «фанфика» по Шукшину:

– Я читала его биографии и столкнулась с огромным количеством интерпретаций, противоречащих друг другу. А потом поняла, что эти авторы пытаются свои мысли, рефлексию как-то «вклинить» во вселенную Шукшина. И я подумала, что это хороший ход: добраться до реальности через мифы.

Что в итоге?

– У нас нет задачи писать только для Барнаула. Если эти пьесы уйдут за пределы края, в том будет большая победа, – подчеркивает Дмитрий Богославский. – На основе биографии Шукшина мы будем говорить об общечеловеческих ценностях.

Пьесы должны быть готовы к маю 2023-го, а в следующем ноябре театр уже хотел бы поставить по ним спектакли-эскизы. Планируется издание сборника получившихся текстов. И не менее одного спектакля войдет в постоянный репертуар.

Фото предоставлены Алтайским театром драмы

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.